20.04.2018

Создатели или подражатели?



Вы никогда не замечали за собой, что копируете жесты или же манеру голоса человека, с которым общаетесь? Это происходит неосознанно, когда вы доверяете человеку. В психологии это явление называется раппортом. Да, по большей части, это выполняется на подсознательном уровне, но этому можно и научиться, чтобы расположить к себе собеседника. Раппорт – это некий вид преемственности. Но она может быть и совершенно иной. Например, вы видите кого-либо и решаете: «Хочу быть таким (или такой) же». Самовнушение. Подражание. И отрицание собственного «я». Это также может привести к неимению своего мнения по любому вопросу.

Сегодня СМИ – это машина, направленная на управление мнением людей. Государство решает, что и как должно думать население страны. И не только касательно политики. СМИ использует несколько психологических приемов. Достаточно вспомнить фильм «Фокус» и показанную в нем «ловушку на живца» с цифрой 55. Подставляемому человеку программировали мозг до тех пор, пока он не стал зацикленным на одной и той же цифре: 55. И в СМИ точно так же. Многие источники берут одно и то же мнение, но говорят о нем разными словами. Но в голове у потребителя информации остается одна заложенная картинка. Он может думать, что умный, у него свое мнение, свои взгляды на этот мир, но это обман. Мнение людей – это программа, которой можно управлять.

Как уже упоминалось, есть еще один вид подражания. Осознанный. Когда вы хотите отказаться от себя и стать кем-то иным. Сколько раз вы сталкивались с девушками, которые однажды посмотрев фильм «Дьявол носит Prada» мечтали стать главной героиней, Андреа Сакс? Чуть ли не каждая вторая скажет, что полюбила моду после просмотра фильма, или что захотела работать в модной индустрии, или еще что-то. Но он повлиял на них. Так или иначе. Да, это манящая сфера, но не нужно подражать героине, нужно быть собой. И тем не менее, заходя на сайт стажировок Grintern.ru натыкаешься на объявления вроде: «Смотрела фильм «Дьявол носит Prada»? Нам нужен именно такой человек!» Работодатели нашли, как привлечь еще молодых, глупых, неопытных девушек делать тяжелую работу за бесплатно или же совсем маленькую зарплату. Причем не обязательно, чтоб предлагаемая работа была в точности такой же, как в этом пресловутом фильме. Главное – завлечь, а дальше как пойдет. Ведь «миллионы девушек мечтают об этой должности».

Говоря о моде, сейчас на пике ретро, 80-е годы прошлого столетия. В том году в тренде были 90-е. То есть, мода движется по какой-то дуге? Скорее всего, в следующем году будут популярны 70-е и так далее. Да и, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Сейчас дизайнеры практически ничего нового не придумывают. Они берут старые дизайны, немного изменяют их, привнося изюминку своего бренда. А потом мы удивляемся: почему коллекции многих дизайнеров чем-то похожи? Масс-маркет пошел дальше: магазины просто берут вещь, допустим, уменьшают каблук на 1 см и продают по бросовым ценам. Гениально ведь. У интернет-издания Peopletalk.ru даже есть рубрика «Дорого/дешево», где сравниваются вещи именитых дизайнеров и масс-маркета. Действительно, как две капли воды.

Вернемся к киноиндустрии. В 2012 году американский телеканал The CW закончил транслировать сериал о жизни манхэттенской элиты «Сплетница». У двух главных героинь, Блэр Уолдорф (Blair Woldorf) и Серены ван дер Вудсен (Serena Van Der Woodsen), свои собственные видения стиля, конечно же продиктованные дизайнерами сериала. Но многие девочки до сих пор пытаются скопировать preppy-style Блэр из первого сезона, или же casual Серены. Некоторые подруги даже пытаются скопировать своих любимых героинь парой, чтобы пытаться воплотить их в реальность. Порой, они слишком сильно увлекаются и, как результат, теряют себя и свой стиль, что всегла являлось проявлением личности.

Но «неноваторство» есть и в науке. Стоит только вспомнить русско-американский спор об электрической лампочке: кто же первый изобрел ее? Американец Томас Эдисон? Или же русские инженера и электротехники Павел Яблочков и Александр Лодыгин? Над ответом на это вопрос уже бьются не одно десятилетие. Но есть еще другое мнение. В науке нет новаторства как такового. Есть улучшение старого. Случайные совпадения. Скрещивания. Но точно не несуществовавшее ранее. Мало кто придерживается этой теории, но она имеет место быть.

Теперь обратимся к истории. Тут принцип примерно такой же, как и в моде, только звучит он немного иначе: «все в нашей жизни циклично». Считается, что общество в целом либо его отдельные сферы развиваются по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка. Согласно 36-тилетнему циклу, по которому власть в России меняется (1881, 1917, 1953, 1989) в 2025 году нас ждет новая существенная смена правления. Есть и другие циклы, и другие события. Но факт остается фактом: все возвращается на круги своя.

Рассмотрев различные общественные сферы и институты, стоит также сказать и о том, что мы можем наблюдать каждый день. Семья. Дети очень часто идут по стопам их родителей. Они становятся врачами, юристами, экономистами, приминают бразды правления семейного бизнеса. И это происходит в 80% случаев. Чем не преемственность? По большей части, это происходит из-за того, что младшее поколение боится чего-то нового, ведь их родители могут рассказывать, что творится у них на работе, как управляться с обязанностями и многое другое. К тому же, они могут идти работать по рекомендации родителей, могут помочь наставить их на «путь истинный».

Согласно всему этому, можно сказать, что каждое новое поколение людей притворяется предыдущим, или же просто пытается скопировать образ авторитетов. Они не живут своими жизнями, они копируют то, что уже было создано. Даже обратившись к искусству, эпохе Ренессанс, что переводится с французского языка как Возрождение, основой которой является процветание интереса к античной культуре, то есть ее возрождение. Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, пересмотрели художественные приёмы и начали использование построения объемной композиции, использования пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.


В эпоху постмодернизма сложно придумать что-то, что не существовало ранее. Именно поэтому и происходит подражание всему тому, что было до нас. Мы живем копией ушедших времен. И двигателем жизни сейчас являются СМИ. Но они лишь продвигаются нужную государству идеологию. Они также порой бессмысленны, не имеют точного адресата, а, порой, может даже не иметь его. СМИ лишь забивают голову людей ненужным контентом, создавая некую гиперреальность. Каждый день появляются новые СМИ, а, значит, и новые трактовки информации. Но чем больше информации, тем быстрее придет крах средствам массовой коммуникации. Мы собственноручно приближаем конец всего, и СМИ – лишь один из примеров этого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий