В настоящее время одно из главных мест в политических
процессах России занимает средства массовой информации (СМИ). Их взаимодействие
с политикой, её субъектами повседневно ощущается в самых различных формах и
проявлениях. Значимость СМИ становится очевидной, если учесть, что инструменты
массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая
власть»).
Оперативность и динамичность дают СМИ возможность
эффективно воздействовать на духовную жизнь общества, на сознание широчайших
масс населения. Они могут способствовать возбуждению общественного мнения в
поддержку определенных целей, того или иного политического курса. В то же время
они могут выполнять интеграционные функции, убеждая людей благосклонно
воспринимать и усваивать господствующие социально - политические ценности.
Опыт истории показывает, что СМИ способны служить
различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство
собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости,
способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность,
так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую
ненависть, сеять недоверие и страх.
Интерес к средствам массовой информации как к носителю
возможностей влияния на мысли и чувства людей, их побуждения и поступки возник
в последние десятилетия XX в. и был тесным образом связан с глобальным
распространением прессы, радио, телевидения и Интернета по всему миру. При
этом, чем более увеличивался интерес, тем чаще звучало мнение о том, что СМИ по
своей сути представляют не что иное, как инструмент манипулирования людьми с
целью внедрения угодных властям политическим и экономическим правящим кругам
идей и устремлений, формирующих мысли и потребности человека. Эти желания никогда
не могут быть до конца удовлетворенными, так как. человек, едва успев обрести
вещь последней марки или модели, видит рекламу новой и снова чувствует
непреодолимое желание приобрести ее.
Понятно, что четвертой властью средства массовой
информации стали называть, желая продолжить список властей, на которые,
согласно сложившимся канонам, разделена вся власть в государстве
(законодательная, исполнительная и судебная). Что же дает аналитикам
возможность говорить о СМИ как о целом аппарате управления людьми, наделенном
властью? Прежде всего, следует сказать несколько слов о том, какого рода эта
власть. В отличие от власти над физическими проявлениями человека (ограничением
его проявлений в пространстве и времени) средства массовой информации
завладевают душой и помыслами такая власть является куда более мощной и
всепроникающей. Если, ограничив перемещение человека или его свободу, мы не
можем гарантировать, что за этим изменятся и его помыслы, то СМИ нацеливаются
прежде всего на них, с тем чтобы потом исходя из искусственно сформированных
идей и устремлений человек собственнолично, по «свободному» желанию ограничивал
себя и во всех прочих отношениях. Пути для такого влияния многочисленны:
внушение разного рода идей с экрана телевизоров, пропаганда, изображения и
звуковой ряд, подобранные специалистами определенным образом для того, чтобы
беспрепятственно проникать в мозг человека и воздействовать на него в нужном
направлении.
Однако наряду с точкой зрения о том, что СМИ представляют
собой четвертую власть, манипулирующую мыслями и поступками людей и
направляющую их к поставленной кем-то цели. Существует и противоположная точка
о том, что это не может быть правдой, потому как власть над помыслами не
означает власти над человечеством, да и так ли сильна эта власть, если во время
рекламных роликов почти все человечество переключается или же попросту
выключает телевизор. Но телевидение не несет
той ответственности, какую несет политический деятель. И в нормативной
стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Оно должно
информировать, анализировать, развлекать.
Общество должно отдавать себе отчет в том, что СМИ,
особенно применяющие новые информационные технологии, могут быть использованы
для контроля над действиями и мыслями людей. СМИ играют не последнюю роль в
подготовке легко управляемого, манипулируемого субъекта политического процесса.
В обществе, еще не консолидированном мировоззренчески,
идеологически, политически, одним словом, в расколотом обществе, информация
становится важнейшим стратегическим ресурсом, средством воздействия на человека
в целях создания жестко канализированного нормативного сознания. Сильные и
хорошо спланированные информационно - политические инъекции в общественное
сознание становятся своего рода компенсаторным механизмом для несбывшихся
ожиданий граждан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий