Сегодня
все чаще раздаются прогнозы, связанные и со скорой̆ смертью газет, и с
исчезновением журналистики как профессии.
Журналистика
— социальный институт, помогающий держать баланс в обществе. Из-за определенных
событий ей приписывают другие функции, в том числе обслуживания власти. Статья
может превратиться в пропаганду. Люди стали забывать, что журналистика — это
рассказывание историй, где случаются драматические моменты понимания и
озарения, что и является выходом за рамки своего мировоззрения.
Журналистика
— деятельность, своими корнями уходящая в древность, — объективно востребована
социумом, и те же социальные сети выполняют некоторые ее функции, а именно
информационную, коммуникационную и рекреативную. Но функции, связанные с
направленным профессиональным воздействием (идеологическая,
культурно-образовательная и организаторская), если и реализуются в социальных
сетях, то лишь в усеченном и хаотическом виде. Влиятельные блогеры не стали
журналистами, но стали ньюсмейкерами, как и положено ярким людям. Ведь чем
берут блогеры? Тремя вещами: оперативностью, сжатым изложением и обратной
коммуникацией.
На
блогерскую оперативность ответили факт-чекингом. Ведь быстро не означает точно
и правдиво, к тому же блогер за свои слова не отвечает, а СМИ можно закрыть за
диффамацию. Профессионалы научились писать коротко и сжато. К тому же вернулся
спрос на длинные качественные тексты. Ну а блогеры милы публике тем, что
вступают с ней̆ в дискуссию.
Блогеры
и социальные сети существовали даже в те времена, которые ученые относят к
прото- или пражурналистике. На Руси их называли каликами перехожими, за
границей̆ — странниками, которые со временем становились профессиональными
новеллистами. Более того, не стоит путать любительство и профессионализм.
Любитель зависит только от своего настроения и желания что-либо делать.
Профессионализм же подразумевает ответственность, и прежде всего — перед
аудиторией.
То,
что пользователи социальных сетей̆ выступают в различных ролях — публикаторов и
реципиентов, можно посчитать одной̆ из причин отмирания рассматриваемой
профессии, а можно рассматривать как один из современных факторов развития
журналистики. Присутствие в информационном пространстве активной̆ аудитории
абсолютно не противоречит производственно-творческому и
индивидуально-коллективному характеру журналистского труда. Журналистам следует
использовать явление блогерства, как в свое время они активно использовали
читательские письма. Более того: если блогер станет последовательно развивать
набор врожденных и благоприобретенных качеств, если он будет систематически
производить и транслировать массовую информацию, то он неизбежно превратится в
профессионала.
Сегодня
все чаще слышишь от работодателей: готовьте универсальных журналистов. Это
означает, что потенциальный соискатель должен владеть компьютерными и
информационными технологиями, быть мобильным, оперативным, активным, способным
адаптироваться к языку электронных СМИ и многое другое. Молодежь охотно на это
откликается, но на фоне коммерциализации и монополизации СМИ у нее формируется
не только самостоятельность, но и коммерциализация сознания наряду с
продажностью. Сегодня даже штатные сотрудники изданий, претендующих на звание
качественных, порой̆ сознательно выступают за холодный̆ расчет. Для таких
журналистов люди лишь — «объект изучения», а их кредо — «заказ необходимо
выполнить во что бы то ни стало».
Думается,
газеты и журналы останутся, но значительно уменьшатся их тиражи,
распространяться они будут либо бесплатно, либо по достаточно высокой цене
среди узких сегментов аудитории. Профессия журналиста сохранится, хотя и
видоизменится. Но лишь при условии, что общество будет способствовать, а
государство — создавать условия для ее развития. В демократическом обществе
всегда востребована качественная журналистика, отделяющая себя от видов
деятельности, также связанных с массовой коммуникацией, но выполняющих иные
задачи, например, в сфере политической или коммерческой пропаганды и рекламы.
Причем не только госудатство, но и сами издатели, редакторы и журналисты должны
искать пути развития бумажных СМИ. Есть люди, считающие, что грядет скорейший
закат печатной эры. Но они не учитывают одного. Журналистика – это управляемый
процесс, а профессия журналиста всегда остается одинаковой – информировать
народ, и этого не отнять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий