20.04.2018

Есть ли будущее у профессии журналиста?


Сегодня все чаще раздаются прогнозы, связанные и со скорой̆ смертью газет, и с исчезновением журналистики как профессии.
Журналистика — социальный институт, помогающий держать баланс в обществе. Из-за определенных событий ей приписывают другие функции, в том числе обслуживания власти. Статья может превратиться в пропаганду. Люди стали забывать, что журналистика — это рассказывание историй, где случаются драматические моменты понимания и озарения, что и является выходом за рамки своего мировоззрения.
Журналистика — деятельность, своими корнями уходящая в древность, — объективно востребована социумом, и те же социальные сети выполняют некоторые ее функции, а именно информационную, коммуникационную и рекреативную. Но функции, связанные с направленным профессиональным воздействием (идеологическая, культурно-образовательная и организаторская), если и реализуются в социальных сетях, то лишь в усеченном и хаотическом виде. Влиятельные блогеры не стали журналистами, но стали ньюсмейкерами, как и положено ярким людям. Ведь чем берут блогеры? Тремя вещами: оперативностью, сжатым изложением и обратной коммуникацией.
На блогерскую оперативность ответили факт-чекингом. Ведь быстро не означает точно и правдиво, к тому же блогер за свои слова не отвечает, а СМИ можно закрыть за диффамацию. Профессионалы научились писать коротко и сжато. К тому же вернулся спрос на длинные качественные тексты. Ну а блогеры милы публике тем, что вступают с ней̆ в дискуссию.
Блогеры и социальные сети существовали даже в те времена, которые ученые относят к прото- или пражурналистике. На Руси их называли каликами перехожими, за границей̆ — странниками, которые со временем становились профессиональными новеллистами. Более того, не стоит путать любительство и профессионализм. Любитель зависит только от своего настроения и желания что-либо делать. Профессионализм же подразумевает ответственность, и прежде всего — перед аудиторией.
То, что пользователи социальных сетей̆ выступают в различных ролях — публикаторов и реципиентов, можно посчитать одной̆ из причин отмирания рассматриваемой профессии, а можно рассматривать как один из современных факторов развития журналистики. Присутствие в информационном пространстве активной̆ аудитории абсолютно не противоречит производственно-творческому и индивидуально-коллективному характеру журналистского труда. Журналистам следует использовать явление блогерства, как в свое время они активно использовали читательские письма. Более того: если блогер станет последовательно развивать набор врожденных и благоприобретенных качеств, если он будет систематически производить и транслировать массовую информацию, то он неизбежно превратится в профессионала.
Сегодня все чаще слышишь от работодателей: готовьте универсальных журналистов. Это означает, что потенциальный соискатель должен владеть компьютерными и информационными технологиями, быть мобильным, оперативным, активным, способным адаптироваться к языку электронных СМИ и многое другое. Молодежь охотно на это откликается, но на фоне коммерциализации и монополизации СМИ у нее формируется не только самостоятельность, но и коммерциализация сознания наряду с продажностью. Сегодня даже штатные сотрудники изданий, претендующих на звание качественных, порой̆ сознательно выступают за холодный̆ расчет. Для таких журналистов люди лишь — «объект изучения», а их кредо — «заказ необходимо выполнить во что бы то ни стало».
Думается, газеты и журналы останутся, но значительно уменьшатся их тиражи, распространяться они будут либо бесплатно, либо по достаточно высокой цене среди узких сегментов аудитории. Профессия журналиста сохранится, хотя и видоизменится. Но лишь при условии, что общество будет способствовать, а государство — создавать условия для ее развития. В демократическом обществе всегда востребована качественная журналистика, отделяющая себя от видов деятельности, также связанных с массовой коммуникацией, но выполняющих иные задачи, например, в сфере политической или коммерческой пропаганды и рекламы. Причем не только госудатство, но и сами издатели, редакторы и журналисты должны искать пути развития бумажных СМИ. Есть люди, считающие, что грядет скорейший закат печатной эры. Но они не учитывают одного. Журналистика – это управляемый процесс, а профессия журналиста всегда остается одинаковой – информировать народ, и этого не отнять.


Комментариев нет:

Отправить комментарий